Творчество испанского архитектора, поменявшего будущее острова Лансароте
Фрей Отто, один из самых значимых архитекторов второй половины XX века, оставил публикацию о доме Сесара Манрике в Таро-де-Тахиче. «Это особенное место. Оно напоминает мне о необычных домах в Мексике, при этом он является единственным в своем роде. Дом полностью отражает Лансароте и самого Манрике. Он старый и одновременно новый. Гроты, коридоры, вода, лестницы, боковые фонари, слои, этажи. Это дом короля искусства Лансароте. Манрике имел смелость достичь пределов художественного самовыражения», – говорится в ней. Профессор Фернандо Кастро Боррего, автор биографии Манрике, в своей книге подчеркивает уникальный характер работ художника и архитектора, чье столетие со дня рождения отмечается в этом году на острове.
Творческая жизнь художника начиналась с живописи. Он учился в Высшей школе изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид), но его интересы были направлены в большей степени на архитектуру. Манрике также обучался технической архитектуре в течение двух лет. Фернандо Кастро Боррего подчеркивает, что, несмотря на свое изначальное решение развивать карьеру в качестве художника, его первостепенное призвание всегда было связано с созданием пространственных объектов. Он акцентирует внимание на том, что речь идет о преобразовании ландшафта в целом. Творческая свобода художника является результатом того, что он никогда не подвергался академической дисциплине как таковой. Архитектурные творения Манрике являются воплощением пейзажей, представленных в его живописном творчестве. Все его работы несут символику необъятности мира и космоса. «Как Спиноза или Гете, Манрике был пантеистом. Природа имела для него священный смысл», – отмечает Кастро Боррего. Из этой философии исходила его активная позиция по защите окружающей среды и противодействие разрушительному вторжению в природные пространства.
В 1966 году Правительство Лансароте предоставило художнику возможность преобразовать архитектурный ландшафт и создать знаковые объекты для повышения туристической привлекательности острова. Так Манрике начал реализовывать свои творческие проекты, которые гармонично сочетают природный ландшафт и современные постройки. Он приложил руку к созданию небольших белых домиков с яркими ставнями, скверов, садов, курортных зон, аэропорта, напоминающего ботанический сад. Во всех зданиях можно заметить детали, имеющие особый космический смысл для художника: винтовые лестницы, природные элементы, многослойность, террасы, отверстия, смотровые площадки.
Вулканический пейзаж превратился в архитектурный объект благодаря таланту художника, оставаясь при этом частью природы. Это место носит название Jameos del Agua и представляет собой пещеры, созданные потоком лавы, в которых можно найти ресторан, бассейн, сад и концертный зал. Дом Манрике в Таро-де-Тахиче, который сейчас является штаб-квартирой его культурного фонда, построен с использованием природного пространства из пяти вулканических пузырей. Смотровая площадка Mirador del Río, сады и бассейны отеля Las Salinas также являются обязательными местами для посещения для всех, кто интересуется жизнью и творчеством великого архитектора и хочет почувствовать особую атмосферу Лансароте. Не зря местные жители, которые гордятся своим талантливым земляком, всегда говорят: «Манрике – это Лансароте, а Лансароте – это Манрике».